Транспортная экспертиза в Симферополе Крыму

Дорожно-транспортная экспертиза

Место и роль дорожно-транспортной экспертизы

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы, подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам.

С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в автотехнической экспертизе можно выделить следующие виды:

  • экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
  • экспертиза технического состояния транспортного средства;
  • экспертиза следов на транспортном средстве и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика).

Наряду с приведенными разработаны еще два вида автотехнических экспертиз, инженерно-психофизиологическая экспертиза участников дорожно-транспортного происшествия и автодорожная экспертиза.

Таким образом, дорожно-транспортная экспертиза входит в класс инженерно-транспортных экспертиз.

Параметры дорожно-транспортной ситуации

Параметры дорожно-транспортной ситуации формируются как результат действия всех элементов системы «водитель — автомобиль — дорога — среда» (далее — «ВАДС») во взаимосвязи образующих то, что можно назвать средой дорожного движения.

Для доказывания, в первую очередь, существенны обстоятельства, характеризующие что, в какой форме и в какие моменты времени воспринимал водитель. Обработка сигналов о состоянии и изменении дорожно-транспортной ситуации осуществляется водителем одновременно осознанно (через формирование понятий и выработку стимулов для принятия решений) и подсознательно (на уровне профессиональных и иных реакций, как реализации навыковой деятельности — выравнивание направления движения с помощью рулевого управления, изменение скорости движения и т.д.).

Для доказывания существенно, что именно водитель в дорожно-транспортной ситуации делает осознанно, а что рефлекторно. Реакция водителя на изменение дорожно-транспортной ситуации служит побудительным мотивом к осознанным действиям и одновременно к действиям рефлекторным, в результате чего меняется режим управления транспортным средством. А поскольку последнее находится в постоянной физической динамической связи с дорогой, то меняются и параметры этой связи, прежде всего в части сил взаимодействия (сцепление и т.п.). Теперь уже само движение транспортного средства изменяет дорожно-транспортную ситуацию, а значит, в процессе доказывания появляется совокупность подлежащих установлению обстоятельств, характеризующих причинно-следственные связи между воздействиями водителя на транспортное средство и изменением дорожно-транспортной ситуции.

Как и всякая иная организованная система, комплекс ВАДС постоянно находится в режиме воздействия на него разрушающих факторов: неровности дороги «отклоняют» транспортное средство от первоначального направления движения, неорганизованность в действиях других участников движения заставляет водителя реагировать на это; наконец, и сам водитель, вследствие своих психофизиологических качеств, нарушает оптимальный ритм движения, объективно существующий для данных условий. Компенсация действия разрушающих факторов составляет объективно необходимое условие существования системы ВАДС. Несвоевременная или неумело выполненная компенсация, равно как умышленный или неосторожный отказ от нее, вместе с ее физической невозможностью и рассматривается в качестве причинно-действующего в данном дорожно-транспортном происшествии фактора.

С юридических же позиций, с позиций доказывания это означает, что любое дорожно-транспортное происшествие — это результат комплексного действия как объективно существующих, так и субъективно провоцируемых факторов разрушения системы ВАДС. В процессе расследования требуется установление этих факторов и определение их значимости (вклада, веса) для изменения функционирования системы ВАДС до определенного уровня. Разрушение системы ВАДС происходит по специфичным внутренним для нее законам.

Достаточно в определенных дорожно-транспортных ситуациях появления самых незначительных нарушающих режим воздействий, например резкий сброс подачи топлива на локальном участке дороги с низким коэффициентом сцепления, чтобы система ВАДС была приведена в аварийное состояние и возник занос с последующим дорожно-транспортным происшествием. Не каждое расследование дорожно-транспортного происшествия требует назначения экспертизы дорожных условий или экспертизы водителя. Как правило, следователи назначают ее на основании сомнения в возможностях водителя осуществить требуемые действия в сложных ситуациях, при наличии признаков отклонения индивидуальных свойств водителя от эффективно функционирующих. Как указывалось ранее, в предмет экспертизы водителя входят «дорожные условия» и их соответствие безопасному уровню функционирования психофизиологических свойств среднего надежного водителя.

Дорожные условия — это совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения.

Если эксперт устанавливает, что данные дорожные условия не позволяли «среднему» водителю принять правильное решение в данной ситуации, «дорожные условия» становятся объектом исследований (назначается дорожно-транспортная экспертиза, проводятся следственные эксперименты по определению видимости объектов и т.д.).

Если выясняется, что дорожные условия соответствуют безопасному уровню функционирования психофизиологических свойств среднего водителя, экспертиза последнего развивается по стандартному алгоритму.

Цель дорожно-транспортная экспертизы

Установление правильности обустройства дорог, дорожных знаков и разметок.

Вопросы, которые могут подлежать разрешению:

1. Какова дорожная обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия?

2. Как в соответствии с ГОСТами, должен быть обустроен отрезок дороги в месте дорожно-транспортного происшествия?

3. Была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, его обустройств (дорожные знаки и разметки, светофоры) и других особенностей?

4. Какие обстоятельства, связанные с дорожной обстановкой, способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (отсутствие дорожных знаков или разметки, их неправильное расположение и т.д.)?

5. Мог ли водитель в данной дорожной ситуации выполнить действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия? Мог ли водитель предотвратить ДТП?

6. Соответствует ли выбоина (разрытие) на дороге существующим ГОСТам? Могла ли выбоина (разрытие) способствовать дорожно-транспортному происшествию?

7. Установить нормативное время устранения обстоятельств, связанных с безопасностью дорожного движения.

Мы привыкли, что в дорожно-транспортном происшествии виновен только водитель. Но на самом деле в причинно-следственной связи при дорожном происшествии находятся, конечно, сам водитель, дороги, погода, состояние автомобиля, др. факторы. Это целый взаимосвязанный механизм, со своими рисками где-то отказать. Что касается ростовских дорог, то одной из главных причин плачевного их состояния:

  • это отсутствие водоотводов дождевых стоков. Например, в городе надо их иметь 350 км, а имеем — 30 км. В ближайшем будущем их и не будет.
  • это и неправильное безопасное техническое оборудование участков ПОДРЯДЧИКАМИ, при производстве ремонтных работ.

Например «…не допускается отклонение крышки люка смотровых колодцев относительно уровня покрытия более 2 см», а у нас?… или «…не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2 см». Сроки устранения данных нарушений 1-2 суток…

СОВЕТ: При дорожно-транспортном происшествии с повреждениями узлов и деталей Вашего автомобиля, которое считаете произошло не по Вашей вине, необходимо проведение дорожно-транспортной экспертизы, которая выявит все обстоятельств происшествия, поможет разобраться и привлечь виновника к материальной ответственности.

Наши специалисты могут провести экспертное исследование технического состояния дорог, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия (экспертный анализ дорожных условий).

Задачи, вопросы, возможности судебной автодорожной экспертизы

1. Какими требованиями нормативно-технической документации регламентировано техническое состояние автодороги на участке ДТП?

Техническое состояние автодороги на участке ДТП регламентировано требованиями строительных норм и правил (СНиП), государственных стандартов (ГОСТов) и ведомственных строительных норм (ВСНов).

2. Находятся ли в допустимых нормативно технической документации выявленные дефекты дороги на участке дорожно-транспортного происшествия, и соответствует ли техническое состояние покрытия в месте дорожно-транспортного происшествия, на протяжении определенного расстояния от места дорожно-транспортного происшествия, требованиям нормативно технической документации?

А. Классификация автомобильных дорог:

  • дороги общей сети;
  • городские и сельские дороги;
  • дороги в пределах пригородных зон;
  • внутрихозяйственные дороги агросектора;
  • дороги промышленных предприятий;
  • дороги лесозаготовительных предприятий;
  • притрассовые дороги.

Б. Геометрические параметры и характеристики автомобильных дорог:

  • ширина проезжей части, основной укрепленной поверхности дороги и укрепительных полос;
  • ширина обочин, в т.ч. укрепленных;
  • тип и состояние укрепления обочин;
  • продольные и поперечные уклоны проезжей части и обочин;
  • радиусы кривых в плане и уклон виража;
  • высота насыпи, глубина выемки и уклоны их откосов; состояние земляного полотна;
  • расстояние видимости поверхности дороги в плане и профиле.

В. Характеристики дорожной одежды и покрытия:

  • конструкция дорожной одежды и тип покрытия;
  • прочность и состояние дорожной одежды и покрытия (наличие, вид, расположение и характеристика дефектов);
  • продольная ровность покрытия;
  • поперечная ровность покрытия (колейность);
  • шероховатость и коэффициент сцепления колеса с покрытием.

Г. Искусственные сооружения:

  • габариты мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей;
  • наличие и высота бордюров;
  • тип и состояние мостового полотна;
  • наличие, материал, тип, размеры и состояние водопропускных труб.

Д. Обустройство и оборудование дорог:

  • дорожные знаки, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения;
  • дорожные светофоры, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения;
  • разметка дороги, ее состояние и соответствие нормам и правилам нанесения;
  • ограждения, их конструкция, место расположения, протяженность, состояние, соответствие нормам и правилам установки;
  • примыкания, пересечения с автомобильными и железными дорогами, их тип, местоположение, соответствие нормам проектирования;
  • автобусные остановки и павильоны, площадки отдыха, площадки для остановки и стоянки автомобилей, их основные параметры и их соответствие нормативным требованиям;
  • снегозащитные, ветрозащитные, шумозащитные и декоративные лесонасаждения и лесополосы;
  • снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, отвалов, оползней и др.;
  • искусственная неровность;
  • искусственное освещение дорог и улиц.

3. Находится ли в технической причинной связи отклонение от нормы выявленного дорожно-технического фактора с фактом дорожно-транспортного происшествия?

  • установление отклонение от нормы какого-либо дорожного фактора (коэффициент сцепления, ровность, радиус закругления и т.д.);
  • проверка направления движения транспорта, движение по полосе и т.д.;
  • проводятся расчеты при фактических и нормативных значениях и оцениваются результаты.

4. В чем состоит конкретный дефект дороги на участке дорожно-транспортного происшествия?

Например, коэффициент сцепления дорожного покрытия не соответствует требованиям нормативно технической документации. Если норма не выполняется, то конкретный дефект покрытия заключен в его сверхнормативном эксплуатационном износе. Покрытие требует проведение внеочередной поверхностной обработки с целью повышения его шероховатости, как минимум, до достижения нормы.

5. Время образования дефекта дороги, время фактического обнаружения дефекта дороги и возможность его устранения.

  • судебно-следственная задача и решается она путем юридической оценки всех документов, входящих в уголовное дело. Среди этих дефектов: акты выявленных дефектов, дефектные ведомости, указания и предписания должностных лиц по устранению дефектов, режимы работы дорожной техники и др.;
  • может проводиться комплексная экспертиза (совместно с дорожно-технологической), например, по установлению состава смеси асфальтобетона, давности укладки нового слоя этой смеси, глубины слоя и т.д. на месте ДТП.

6. Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия?

Снижение ряда технических характеристик автодороги (сцепление, ровности, видимости и др.) по соответствующим требованиям нормативно технической документации должно быть до времени их восстановления сопряжено установкой временного информационного обеспечения водителей о данных дорожных обстоятельствах. Это: дорожные знаки, табло, разметка, ограждения и другие средства организации дорожного движения. Их неустановка является невыполнением нормативно-технической документации.

7. Какими требованиями нормативно технической документации должны были руководствоваться должностные лица организации, ответственные за эксплуатацию дороги, для обеспечения безопасности движения на данном участке? Соответствовали ли их действия этим требованиям?

Обязанности должностных лиц и иных лиц дорожных эксплуатационных и дорожных ремонтно-строительных организаций по содержанию и эксплуатации дорог регламентированы главным образом «основными положениями по допуску ТС к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», ГОСТ Р50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах и др.

Транспортная экспертиза в Симферополе Крыму
Скачать прайс
со спец.ценами
note

Позвонить

Яндекс.Метрика